Форум » Копилка информации ЗА Небоскреб » ИСТИНА – ДОЧЬ ВРЕМЕНИ (Петербургский дневник) » Ответить

ИСТИНА – ДОЧЬ ВРЕМЕНИ (Петербургский дневник)

Злой Папа: ИСТИНА – ДОЧЬ ВРЕМЕНИ Татьяна Волкова Петербургский дневник, 08.10.2007 Санкт-Петербург привык поражать воображение горожан. Смелые архитектурные эксперименты, воплощавшиеся в разное время на берегах Невы, порой подвергались строгой критике современников. Однако все они прошли самую суровую проверку – проверку временем. Проблеме непонимания посвящена выставка «Архитектура Санкт-Петербурга. Конфликты и противоречия», организованная Фондом «Охта» в музее «Ниеншанц», что на Красногвардейской площади. Выше и выше «Устраивая выставку, мы хотели сделать акцент на трудности принятия решения. Каждый раз, когда начинается строительство, реализуются глобальные проекты, существуют как минимум две точки зрения. Одна – прогрессивная, а другая – консервативная. Первая стоит за движение вперед, вторая оберегает традиции. Для выставки мы подобрали узнаваемые и любимые всеми здания Санкт-Петербурга и рассказали, какие были конфликты вокруг строительства и как менялось восприятие этих объектов по прошествии времени» Последний раз город высоко взлетел в двадцатом веке. 331-метровая телебашня, сияющая огоньками на фоне чернильного ночного неба и утонченным силуэтом парящая днем в облаках, давно стала привычной доминантой города, не нарушающей его эстетический покой. Необходимость сохранять архитектурное наследие исторического центра Петербурга подтолкнула правительство Северной столицы к реализации стратегических планов по формированию нового города с современной инфраструктурой и новыми технологиями для бизнеса. Намывные территории западнее Васильевского острова рассматривались как вариант для строительства доминанты, однако этим планам не суждено было воплотиться в жизнь. Сейчас Петербург можно назвать городом нового строительства. Некоторые новостройки вызывают противоречивую реакцию жителей. Пока современная архитектура не приняла законченную форму и не пришла в гармонию со сложившейся городской застройкой. История нашего города убеждает в том, что лет через пятьдесят мы будем гордиться островками новой архитектуры, которые станут новыми символами города в будущем. «Одна промышленная компания, возводящая в Петербурге на Невском, против Казанского собора грандиозный восьмиэтажный дом с башней, хлопочет, чтобы ей было разрешено открыть на крыше дома кофейню – на время летних месяцев», – так высказывались о Доме компании «Зингер» газеты начала прошлого века. «Чернильницы» и «пироги» В музее «Ниеншанц» мы возвращаемся в прошлое и переносимся на сто лет назад. В те времена, когда любимые всеми архитектурные чудеса Петербурга были жестоко гонимы современниками. Исаакиевский собор, строительство которого заняло сорок долгих лет, получил от петербуржцев обидное прозвище «чернильница». Доносы и язвительные карикатуры сыпались на архитектора Монферрана со всех сторон. Дом Елисеевых, первый в Петербурге многофункциональный комплекс из камня, бетона, железа и стекла, также был не принят горожанами. Несмотря на то что в нем под одной крышей удивительным образом соединились магазин, театр, ресторан, казино и банк! Это здание, построенное по последнему слову техники в соответствии с новым направлением ренессанса, одни горожане окрестили «кондитерским пирогом», другие назвали шедевром архитектуры и инженерной мысли. Дом «Мануфактурной компании Зингер», возведенный по проекту архитектора Сюзора максимально возможной высоты, вызывал ужас современников, поскольку «нарушал стройность линии домов по проспекту». По мнению горожан, башня с глобусом, ставшая «визитной карточкой» современного Петербурга, «уменьшала красивый вид существующей перспективы с Адмиралтейским шпицем». К счастью, совет Академии художеств не стал чинить препятствия строительству «небоскреба» Зингера. Уроки истории Как быстро стираются из памяти драматические моменты архитектурной истории! Горожане давно привыкли к зданию концертного зала «Октябрьский», хотя его история насчитывает менее полувека. Мало кто помнит, что на месте БКЗ долгое время стоял храм Дмитрия Солунского, сооруженный в «подлинно византийском стиле» для живших в Петербурге греков. Он возвышался на берегу в то время еще не засыпанного Лиговского канала на Летней Конной площади. В 1961 году храм был взорван по приказу Хрущева для строительства концертного зала к празднованию пятидесятилетия Октябрьской революции. «Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали греческую церковь», – писал Иосиф Бродский. Давно забыто, что площадь Восстания, или Знаменская площадь выглядела иначе в начале прошлого века. Ее украшала церковь Знамения Божией Матери, построенная по желанию Елизаветы Петровны. Храм считался одним из самых изящных в Петербурге. При церкви было организовано Благотворительное общество, содержавшее богадельню, приют, школы и убежище для малолетних сирот. Несмотря на это, в 1940 году церковь была снесена, а на ее месте появился наземный вестибюль станции метро «Площадь Восстания». Городской фольклор окрестил новое сооружение «ватрушкой». Потускнели воспоминания горожан о том, как в 1961 году была взорвана церковь Успения Божией Матери, возведенная на Сенной площади по проекту архитекторов Растрелли и Квасова на средства купца Яковлева. Был снесен и стоявший рядом доходный дом Шустрова. На месте кафедрального собора был сооружен вестибюль станции метро «Площадь Мира». Район финских домиков превратится в Сити Охте, населенной три столетия назад вольными плотниками, потомками олончан, выпала честь стать новым городом. Сейчас этот район не может похвастаться архитектурными шедеврами. Судоверфь, «Петрозавод», Большеохтинское Георгиевское кладбище и бумагопрядильная фабрика – на этом список охтинских достопримечательностей заканчивается. К новому деловому району, петербургскому Сити, будет проложено метро, и «Охта центр» станет важным транспортным узлом города. Старые сооружения «Петрозавода» уступят место бизнес-центрам, спортивным, выставочным и культурным учреждения, музеям, ледовой арене и другим непременным символам современного общественно-делового района. Фасад высотного здания будет исполнен из специального стекла, благодаря которому доминанта будет менять цвет в течение дня. Согласно исследованиям, проведенным КГИОПом, доминанта не нарушит гармонии панорамы «золотого треугольника», не будет видна с Дворцовой площади и площади Декабристов. «Охта центр» возьмет на себя роль общественно-делового района и поможет историческому центру Петербурга сохранить гармонию архитектурного ансамбля. Мнение София Касым, исполнительный директор Фонда «Охта»: – Чем лично мне близок проект «Охта центра»? На территории комплекса будет построен музей современного искусства и концертно-театральный комплекс. Там будет парковая зона, украшенная современной скульптурной пластикой. Это совершенно необходимо городу, ведь у нас нет музея современного искусства! Везде есть, а у нас, в культурной столице, нет. Будущее высотное знание можно сравнить с Домом Зингера. В то время успешная компания с далеко идущими планами и грандиозными проектами выбрала слишком смелый для Петербурга стиль. То, что они предложили, было слишком ново, слишком концептуально для города. Дом Зингера – мое любимое здание в Петербурге.

Ответов - 0



полная версия страницы